Барельеф, белочка, армию не построить без репрессий и хатынка, где мальчик из приличной семьи врачей стал революционером. Ещё была книжка «Стальные шары Сталина», но сфоткать тётеньки-хранительницы не дали…
Начать стоит с того, что я попал в него только с третьей попытки — первый раз он был закрыт, примерно через полгода я не смог войти из-за того, что купить билет можно только за наличные, и вот наконец свершилось! Музей расположен в правительственном квартале, он представляет собой большой параллелепипед, возведённый над домиком, в котором жили родители Михаила Фрунзе и в котором он сам родился и провёл детство. Сам этот домик занимает весь первый этаж.
Экспозиция, собственно, начинается с третьего этажа (детство, революционная юность, советская зрелость…), продолжается на втором этаже (Фрунзе и современность) и заканчивается на первом — в хатынке. Никаких лифтов и прочих удобств для людей, которым трудно ходить, не предусмотрено в принципе, ибо в революции не место немощным.
Что в залах? Фотографии, вещи, карты, книги, листовки, оружие, макеты… всё как в обычных советских музеях, особенно посвящённых советским партийным бонзам — таковы музеи Ленина в Москве и Ленинграде, Сталина в Гори, Жданова в Мариуполе. Всё, включая смотрительниц, здание и витрины, настолько старо и обветшало, что невольно производит удручающее впечатление.
Товарищ Фрунзе был неординарной личностью, став архитектором Красной армии как инструмента прежде всего идеологического. Он отметился не только в Советском Туркестане, жестоко подавляя сопротивление национальных сил (хрестоматийные «басмачи»), но и в Украине, завоёвывая Крым, Юг и Восток. Сначала он дружил с Нестором Махно, потом воевал против него (и в музее Махно назван «предводителем украинских бандформирований»). Дети Фрунзе, его сестра и брат пользовались после смерти Фрунзе льготами своего родства — так, дочь стала доктором химических наук в области химии полимеров и живёт в Москве (2019-м годом датирована фотография её визита в этот музей).
Немного забавно было смотреть зал «Фрунзе и современность», поскольку современность для музея — это 1970-е годы. Да и плакаты «Ленин — почётный курсант Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе» доставляют.
Экспозиция, в целом, как есть, является красноречивым памятником совку — нищему, затурканому, как бы идейному и очень жестокому. Её можно было бы превратить в какой-нибудь музей тоталитаризма с новенькими интерактивными экспонатами, но и в нынешнем, исполненном ветхости виде, она сама отвращает тех многочисленных детей, которых сюда таскают на экскурсии.
Читать далее
Introducing the {messy} package
1 день тому