Сегодня здесь собрались разные люди. Это женщины и мужчины, ВИЧ-отрицательные и ВИЧ-положительные, люди с крепким здоровьем и нуждающиеся в лечении, журналисты и их читатели, гомо- и гетеросексуалы... перечислять отличия можно долго. Суть в том, что человек, не зная лично какую-то группу, начинает фантазировать. В далёком прошлом думали, что за морем живут песьеголовые или одноногие. Когда я был маленький, меня пугали «цыганами, которые воруют детей». Но как только наш человек знакомится с другим, отличным от него, и вместо своих фантазий видит другого-но-обычного... тут начинается толерантность. Не всегда и не сразу, но достаточно часто для того, чтобы это видела статистика. Цель нашей встречи — увидеть друг в друге людей.
Есть и другая, связанная с первой. Что делает журналист? — рассказывает о том, что произошло где-то, где нас нет. Этот рассказ может быть долгим, обстоятельным, или совсем кратким, поверхностным. Но он всегда будет нам давать возможность прожить то, что находится далеко, увидеть тех, кого мы обычно не видим. Таким образом, журналистика, если она профессиональна, если она не пропаганда ненависти, также растит в людях человеков.
Простите, я, возможно, скатываюсь в лекционный тон. Я пытаюсь связать вместе наши цели и то внимание, которое три крупнейшие украинские ЛГБТ-организации, уделили в 2012 г. средствам массовой информации. Мы посмотрели, как украинские СМИ отражали ЛГБТ-проблематику, видели ли они людей или фантазировали о заморских песьеголовцах?
И вот каковы результаты.
За год в интернет-пространстве Украины появилось свыше 5000 публикаций, затрагивающих тему ЛГБТ. Из них 1900, т. е. приблизительно треть — экслюзивные, прочие же относятся к перепечаткам этих. В среднем, ежемесячно появлялось около 400 материалов в связи с ЛГБТ. Такой уровень интереса свидетельствует о значимости темы в медийном пространстве.
Каков же этот интерес? 80% публикаций либо нейтральны в оценках ЛГБТ-проблематики (т. е. это просто новости — там-то случилось то-то), либо содержат сбалансированный набор оценок (т. е. авторы текстов дают слово и сторонникам либерализации, и деятелям консервативного толка). Лишь 20% публикаций этого огромного массива содержат либо откровенный негатив, либо исключительный позитив в отношении ЛГБТ. 80 и 20 — чувствуете соотношение? Оно свидетельствует о том, что интернет-стихия далека как от гомофобного заказа, так и от гей-лоббирования. ЛГБТ подаются как обычные люди. Иными словами, СМИ сильно продвинулись в сторону нормализации гомосексуальности как явления.
Число публикаций по месяцам закономерно отражает события, затрагивающие ЛГБТ-сообщество. Так, в мае прошлого года и в октябре материалов с упоминанием ЛГБТ появилось почти в шесть раз больше, чем в среднем по другим месяцам. А как мы помним, в мае был первый гей-прайд, закончившийся избиениями, а в октябре чечетовка наплясала пресловутый закон по запрету «пропаганды гомосексуализма»...
Я вам описал лишь несколько самых главных выводов этого беспрецедентного по масштабам исследования. Полностью отчёт сейчас печатается и будет представлен 26 апреля в Киеве.
21 квіт. 2013 р.
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
2 коментарі:
Добрый день? Где можно детальнее ознакомиться с матриалами мониторинга СМИ?
Вот тут выложен препринт http://specialvoters.media-m.org.ua/page/544/
Дописати коментар