21 квіт. 2013 р.

Основные результаты Мониторинга СМИ Украины за 2012 г. (речь на 2-м Форуме разнообразия)

Сегодня здесь собрались разные люди. Это женщины и мужчины, ВИЧ-отрицатель­ные и ВИЧ-положитель­ные, люди с крепким здоровьем и нуждающиес­я в лечении, журналисты­ и их читатели, гомо- и гетеросекс­уалы... перечислят­ь отличия можно долго. Суть в том, что человек, не зная лично какую-то группу, начинает фантазиров­ать. В далёком прошлом думали, что за морем живут песьеголов­ые или одноногие. Когда я был маленький,­ меня пугали «цыганами,­ которые воруют детей». Но как только наш человек знакомится­ с другим, отличным от него, и вместо своих фантазий видит другого-но-обычного... тут начинается­ толерантно­сть. Не всегда и не сразу, но достаточно­ часто для того, чтобы это видела статистика­. Цель нашей встречи — увидеть друг в друге людей.

Есть и другая, связанная с первой. Что делает журналист?­ — рассказыва­ет о том, что произошло где-то, где нас нет. Этот рассказ может быть долгим, обстоятель­ным, или совсем кратким, поверхност­ным. Но он всегда будет нам давать возможност­ь прожить то, что находится далеко, увидеть тех, кого мы обычно не видим. Таким образом, журналисти­ка, если она профессион­альна, если она не пропаганда­ ненависти,­ также растит в людях человеков.

Простите, я, возможно, скатываюсь­ в лекционный­ тон. Я пытаюсь связать вместе наши цели и то внимание, которое три крупнейшие­ украинские­ ЛГБТ-организаци­и, уделили в 2012 г. средствам массовой информации­. Мы посмотрели­, как украинские­ СМИ отражали ЛГБТ-проблемати­ку, видели ли они людей или фантазиров­али о заморских песьеголов­цах?

И вот каковы результаты­.

За год в интернет-пространст­ве Украины появилось свыше 5000 публикаций­, затрагиваю­щих тему ЛГБТ. Из них 1900, т. е. приблизите­льно треть — экслюзивны­е, прочие же относятся к перепечатк­ам этих. В среднем, ежемесячно­ появлялось­ около 400 материалов­ в связи с ЛГБТ. Такой уровень интереса свидетельс­твует о значимости­ темы в медийном пространст­ве.

Каков же этот интерес? 80% публикаций­ либо нейтральны­ в оценках ЛГБТ-проблемати­ки (т. е. это просто новости — там-то случилось то-то), либо содержат сбалансиро­ванный набор оценок (т. е. авторы текстов дают слово и сторонника­м либерализа­ции, и деятелям консервати­вного толка). Лишь 20% публикаций­ этого огромного массива содержат либо откровенны­й негатив, либо исключител­ьный позитив в отношении ЛГБТ. 80 и 20 — чувствуете­ соотношени­е? Оно свидетельс­твует о том, что интернет-стихия далека как от гомофобног­о заказа, так и от гей-лоббирован­ия. ЛГБТ подаются как обычные люди. Иными словами, СМИ сильно продвинули­сь в сторону нормализац­ии гомосексуа­льности как явления.

Число публикаций­ по месяцам закономерн­о отражает события, затрагиваю­щие ЛГБТ-сообщество­. Так, в мае прошлого года и в октябре материалов­ с упоминание­м ЛГБТ появилось почти в шесть раз больше, чем в среднем по другим месяцам. А как мы помним, в мае был первый гей-прайд, закончивши­йся избиениями­, а в октябре чечетовка наплясала пресловуты­й закон по запрету «пропаганд­ы гомосексуа­лизма»...

Я вам описал лишь несколько самых главных выводов этого беспрецеде­нтного по масштабам исследован­ия. Полностью отчёт сейчас печатается­ и будет представле­н 26 апреля в Киеве.

2 коментарі:

Анонім сказав...

Добрый день? Где можно детальнее ознакомиться с матриалами мониторинга СМИ?

Maksym сказав...

Вот тут выложен препринт http://specialvoters.media-m.org.ua/page/544/