15 бер. 2013 р.

Возвышенное и земное

Последний день пребывания в Одессе. Обед съел. Из гостиницы выселился. До работы остаётся три часа. Пойти погулять по городу — идея банальная, но чего от безделья не сделаешь! Я и пошёл. Какого-то особого намерения не было, поэтому, увидев Археологический музей, я не раздумывал и вошёл внутрь.

Сразу за вестибюлем расположен зал эллинизма. Пока я рассматривал всякие черепки и вазы, рядом шумели дети, их учитель сочным баритоном что-то объяснял… Было, конечно, интересно, но за душу особо не брало... Разве что маленькие (совсем маленькие!) кувшинчики для благовоний — они так похожи на колбочки, что я поневоле улыбался.

В какой-то момент дети и их басовитый педагог исчезли, наступила музейная тишина, нарушаемая только скрипом моей обуви, а я оказался перед надгробиями. И тут случилось… камни заговорили: греческие буквы сложились сначала в отдельные слова, потом зазвучали фразы: ΧΟΙΔΡΑ ΓΥΝΗ ΑΝΤΙΜΑΧΟΥ ΧΑΙΡΕ — Хедра жена Антимаха. Радуйся!

Память постепенно отдавала когда-то выученный язык, я одновременно и сопереживал неизвестному мне Антимаху, и радовался за его жену, памяти о которой посчастливилось на тысячелетия пережить её время, и испытывал жутковатое чувство связи эпох через насечки на холодном песчанике…

Потом, в других залах, были и таблички с законами на греческом и на латыни, стрелы, наконечники, скелеты… но ничто уже не могло впечатлить так сильно, как короткое эллинское приветствие ΧΑΙΡΕ — Радуйся!, выбитое на взрослых и детских камнях.

Впрочем, нет! На Приморском бульваре, недалеко от музея, в туалете за две гривни на стене красовалось: «Ребята, кому миньет? 095… Олег». Возможно и этому нашему современнику суждено взволновать кого-то сквозь тысячелетия.

Немає коментарів: