Количественных данных привести не могу. Но у меня складывается стойкое впечатление — из наблюдений над окружающими меня людьми, особенно студентами — что существуюет некий феномен поколенческих ступенек в получении образования.
Что я имею в виду?
Мои бабушка и дедушка по материнской линии родились в далёкой уральской деревне. Дедушка работал на заводе мастером, бабушка домохозяйничала. Образование у них было небольшое: школа в пореволюционной деревне, где не было учебников, а в одном классе сидели и младшие, и старшие. Бабушка писала большими печатными буквами, скорее даже рисовала их и медленно читала, шевеля губами — как будто вслух, но беззвучно. Дед выписывал «Правду» и прочитывал её от корки до корки. Мне маленькому они говорили, что когда я пойду в школу, то помогать они смогут с заданиями (не делать, а объяснять непонятное) только до третьего класса…
Все их дочери, и среди них моя мама, уже получили высшее образование. У нас в семье и дедушка, и бабушка с неподдельной гордостью рассказывали об этом. Для них образование было ценностью, хотя, конечно, бабушка понимала, что иногда люди списывают, даже дипломные работы. Но о таких ловкачах (такие были и среди наших соседей на улице) она отзывалась с пренебрежением. Мама познакомилась с папой, у которого тоже было высшее…
Родился я. В семье не сложилось и родители разошлись. Тем не менее, у нас даже и мысли не было, что я не получу высшего. Образование продолжало быть ценностью. Когда у меня не получилось с первого раза поступить на химфак, я чувствовал, что, наверное, жизнь кончена… Как бы там ни было, я напрягся и на следующий год поступление увенчалось успехом Академическими успехами я не блистал — такой себе середнячок-тугодум, восхищающийся живостью мысли и эрудицией своих одногруппников, влюбляющийся в них и страдающий от безответных чувств. Однако из всего нашего потока лишь трое — две девушки и я — не просто закончили аспирантуру, но успешно защитили кандидатские и остались в науке.
На этом многословном примере видно постепенное, из поколение в поколение, завоёвывание всё более и более высоких уровней в иерархии образованности и учёности. Возможно, если бы у меня были дети, они пошли бы ещё дальше, но не судьба…
Таких примеров перед моими глазами много. Я уверен, что часть моих двоешниц, сидящих на задней парте и с трудом понимающих, о чём им вещает лектор, всё равно не напрасно — в далёкой перспективе — тут тратят время: они, дети маленьких городов и плохих школ, достигли своей планки, но с неё будет легче их детям пойти дальше и, возможно, когда-нибудь удивить человечество фантастическим открытием.
Конечно, есть и другие: младший сын в большой деревенской семье совершил скачок до академика, а девочка, приёмная внучка в послевоенной карпатской деревне, стала профессором. Труд моих трёх поколений они сделали за первые сорок лет своей жизни. Я искренне завидую им, восхищаюсь ими, они и сейчас, в свои семьдесят с лишком, играючи обставляют меня, тридцатисемилетнего, видят то, чего не вижу я.
Но всё-таки мне кажется, что они — скорее исключение, а феномен ступенек — правило.
GLMNet in Python: Generalized Linear Models
23 години тому
Немає коментарів:
Дописати коментар