24 груд. 2011 р.

Науки бывают разными

«Педагогика — не наука», такую фразу приходилось часто слышать во время моего студенчества. Впрочем, бог с ней, с педагогикой, а также с философией и литературоведением. Всё это, в самом деле, отнюдь не точные науки. Самым важным критерием различения для меня является не столько возможность приложить математику, сколько наличие предсказательной силы. Но я опять ухожу от темы…

Так вот, будучи утомлён бездельем, захотел я полистать музыковедческие труды, стоящие на моей полке. Пока речь шла о сугубой истории и существующих особенностях мелодики, гармонии и формы, к примеру, генделевских чакон (т. е. того, что можно пощупать руками), читаемое не вызывало внутреннего протеста. Но вот на глаза попадает «музыкальная эзотерика» — статья Александра Майкапара «Тайнопись Баха» (http://www.maykapar.ru/articles/tainopys.shtml)...

Читаю. Да, забавно. Идея автора выглядит нетривиальной — доказать, что Бах, будучи глубоко верующим человеком и следуя Пифагору, зашифровывал в своих шедеврах некие сакральные коды. Не могу в принципе отрицать подобной постановки вопроса — мало ли что творилось в голове человека, жившего в 18 веке, к тому же гения! Но уж очень, с моей рационалистической точки зрения, произвольно подбираются примеры и способы «дешифровки»: тут мы считаем цифры по немецкому алфавиту, там — по латинскому, здесь — соединяем четыре ноты линиями так, чтобы получился крест (а почему, например, не ромб?)...

Читал я и думал, можно ли это как-то построже проверить? Что было бы для меня лично более убедительным? — Пожалуй, только сплошной скрининг: берём нотный текст всего сохранившегося Баха и ищем указанные Майкапаром цифровые комбинации... если оказывается, что их значимо больше, чем других, то это, наверное, будет свидетельствовать об особом пристрастии Баха к пифагорейской символике.

Далее: Бах Бахом, но как же его современники? Неужели среди них не было столь же верующих и знающих значения цифр? Думаю, были. Поэтому такое пифагорейство должно встречаться и в произведениях других людей той эпохи. Если есть, то это тоже подкрепило бы «эзотерическую» гипотезу. Ну а пока: НЕ ВЕРЮ

Немає коментарів: