16 січ. 2013 р.

Факторы, связанные с открытостью МСМ в социальной онлайн-сети QGuys.Ru

В 2009 г. мы совместно с МБФ «Международный Альянс по ВИЧ/СПИДу в Украине» выполнили операционное исследование по привлечению в проекты клиентов-МСМ (Касянчук М. Г., Лещинский Е. Б., Дебелюк М. И., Довбах А. В., Варбан М. Ю. Экспериментальное изучение эффективности привлечения клиентов в МСМ-проекты через социальные онлайн-сети : отчёт по результатам операционного исследования [Электронный ресурс] / МБФ «Международный Альянс по ВИЧ/СПИДу в Украине», «Донбасс-СоцПроект», 2009. — 29 c. — Режим доступа: http://lgbtqstudies.files.wordpress.com/2012/10/msm_operat-res_2009.pdf). Одной из его частей был анализ рандомизированной репрезентативной выборки профилей пользователей социальной онлайн-сети QGuys.Ru из четырёх областей Украины — Киевской (включая г. Киев), Донецкой, Харьковской и Одесской.

Вопросы открытости пользователей QGuys.Ru частично анализировались в упоминавшемся отчёте. В этой заметке мы вернёмся к этим данным и проанализируем факторы, связанные с открытостью МСМ, понимаемой как наличие или отсутствие фотографий пользователя в его профиле.

Итак, событием («пользователь открыт») мы будем полагать наличие хотя бы одной фотографии в профиле пользователя. В качестве потенциальных предикторов воспользуемся информацией, указанной пользователями о себе: возраст, область, готовность оказывать сексуальные услуги за вознаграждение, наличие гетеросексуальной семьи, наличие детей, сексуальная ориентация, роль в сексе, число виртуальных друзей; дополнительно QGuys.Ru позволяет увидеть стаж пребывания пользователя на сайте онлайн. Одномерные распределения приведены в табл. 1.

Таблица 1. Общая характеристика переменных, N = 760
Переменная% или M ± SE
Средний возраст, лет28.2 ± 0.3
Среднее проведённое на сайте время, часов155 ± 17
Среднее количество виртуальных друзей3 ± 1
Доля профилей с фотографиями41
Область проживания, указанная пользователем
- Киевская (включая г. Киев)45
- Донецкая46
- Одесская5
- Харьковская4
Готовность менять секс на вознаграждение
- нет, не меняю секс и отношения на деньги и подарки 19
- да, я — эскорт 2
- нет, но не откажусь, если предложат заплатить 1
- я готов быть спонсором2
- не указано75
Пребывание в официальном гетеросексуальном браке
- холост или разведён2
- женат4
- не указано94
Наличие детей
- нет27
- есть2
- не указано70
Сексуальная ориентация
- гей33
- би16
- натурал1
- не указано50
Роль в сексе (в связи с незначительными долями промежуточных атрибуций [уни-актив и уни-пассив] переменная упрощена путём объединения групп «актив» и «уни-актив», «пассив» и «уни-пассив»)
- актив13
- универсал18
- пассив10
- не указано59
Примечания: М — среднее арифметическое; SE — стандартная ошибка среднего
Все эти переменные, а также возможные взаимодействия между ними (напр., сексуальная ориентация и наличие гетеросексуального брака, наличие детей и наличие гетеросексуального брака) были включены в начальное логистическое уравнение, которое упрощено с использованием алгоритма Backward LR.

Результирующее уравнение содержало всего четыре предиктора — время пребывания пользователя на сайте, его сексуальную ориентацию, число его виртуальных друзей и предпочитаемую им роль в сексе.

Модель тестировалась на всей выборке (760 профилей), пропущенные значения считались значимой категорией.

Хотя время пребывания на сайте было значимым предиктором открытости (p < 0.001), каждый дополнительный час лишь незначительно повышал вероятность найти в профиле пользователя какую-нибудь фотографию, что обусловлено огромным разбросом значений стажа — от нескольких минут до 8 восьми месяцев. Поэтому переменная «Проведённое на сайте время» была приведена к категориальному виду: небольшой стаж — от минимума до медианы (0–5 часов), средний — от медианы до среднего (6–155 часов), большой — от среднего до максимума (156–5285 часов).

Результаты расчётов логистического уравнения указаны в табл. 2.

Таблица 2.Факторы, ассоциированные с наличием в профиле пользователя фотографии (модель 1, описывающая 48% наблюдаемой дисперсии)
КатегорияORAOR (95% ДИ)
Стаж пребывания на сайте (ref. = «небольшой»), p < 0.001
средний155.6 (3.4—9.1)
большой12819 (7.7—46)
Сексуальная ориентация (ref. = «гей»), p < 0.001
би0.50.6 (0.3—1)
натурал0.30.3 (0—2.1)
не указано0.10.2 (0.1—0.3)
Число виртуальных друзей (непрер. переменная), p < 0.0012.11.3 (1.1—1.5)
Роль в сексе (ref. = «актив»), p = 0.01
универсал0.70.5 (0.3—1.2)
пассив0.40.3 (0.1—0.7)
не указано0.10.3 (0.2—0.7)
Примечания: ref. — референтная категория; OR — отношение шансов; AOR — приведённое отношение шансов; ДИ — доверительный интервал
Видно, что наиболее яркими факторами, позитивно связанными с наличием фотографий, являются стаж пребывания на сайте онлайн и число виртуальных друзей. Т. к. эти две переменные связаны хоть и небольшой, но значимой корреляцией (R = 0.27, p < 0.001 — чем дольше пользователь пользуется сайтом, тем больше у него виртуальных друзей), то стаж был исключён из регрессионного уравнения. Результаты приведены в табл. 3.

Таблица 3.Факторы, ассоциированные с наличием в профиле пользователя фотографии (модель 2, описывающая 42% наблюдаемой дисперсии)
КатегорияORAOR (95% ДИ)
Сексуальная ориентация (ref. = «гей»), p < 0.001
би0.50.6 (0.3—0.9)
натурал0.30.4 (0.1—2.6)
не указано0.10.1 (0.1—0.2)
Число виртуальных друзей (непрер. переменная), p < 0.0012.11.6 (1.4—1.9)
Роль в сексе (ref. = «актив»), p < 0.001
универсал0.70.5 (0.3—1.1)
пассив0.40.3 (0.1—0.6)
не указано0.10.3 (0.1—0.5)
Вторая модель несколько хуже описывает наблюдаемую дисперсию, но состоит из предикторов, действующих независимо друг от друга, показателем чего является близость значений соответствующих OR и AOR.

Попробуем разобраться, в чём именно состоит смысл найденных связей.

1) Число виртуальных друзей, как мы указывали, коррелирует со стажем пребывания на сайте онлайн — чем дольше человек общается на сайте (а QGuys.Ru является, безусловно, инструментом общения — он и позиционирует себя как «социальная сеть», и поощряет написание пользователями дневников, которые видны на главной странице, и стимулирует комментарии к написанным дневникам, обмен фотографиями и приватными сообщениями), тем больше вероятность появления у него виртуальных друзей. С другой стороны, долгое пребывание на сайте означает, что основная потребность — найти партнёра или партнёров, которые бы полностью подошли пользователю в мире вне сайта, остаётся неудовлетворённой; соответственно, пользователь может «наращивать» привлекательность своего профиля фотографиями.

2) Роль в сексе — шанс найти хотя бы одну фотографию в профиле пассива в три раза меньше, чем в профиле актива. Причиной может выступать то, что в общественном сознании «быть активом» (т. е. исполнять «мужскую» роль) почётно, а «быть пассивом» (исполнять роль «женскую») — зазорно; соответственно, для актива «засветиться» оказывается менее болезненно, чем для пассива.

3) Сексуальная ориентация — те пользователи, которые себя идентифицируют как бисексуалы, реже размещают фотографии, чем называющие себя геями. С одной стороны, известна тенденция считать бисексуалов ненормальным феноменом и, вследствие этого, дистанцироваться от общения с ними (т. е. «быть би» — это менее приемлемо, чем иметь однозначно установившиеся предпочтения: либо мужчины, либо женщины). С другой стороны, считается, что бисексуалу легче мимикрировать под «нормального» гетеросексуала, избегать стигмы и дискриминации; соответственно, размещение своих фотографий на специфически гомосексуальном ресурсе будет усложнять эту мимикрию и ставить под удар изображённого на фотографии человека.

Дополнительно отметим, что и в категории «роль в сексе», и в категории «сексуальная ориентация», значимым предиктором отсутствия фотографий был вариант «не указано». Как видно из табл. 1, вариант «не указано» доминирует в большинстве распределений. С нашей точки зрения, это вполне согласуется с низким уровнем открытости в целом — дополнительная информация (а фотографии также являются информацией) есть дополнительная уязвимость.

Безусловно, использованный в этой заметке подход к открытости («наличие фотографий») является ограниченным — в 2009 г., когда были собраны данные, действовала старая редакция правил социальной онлайн-сети QGuys.Ru, не запрещавшая использование изображений, по которым трудно или невозможно узнать человека (размытые, фото отдельных частей тела, очень мелкий масштаб и т. п.). В этом аспекте было бы интересно проверить полученные закономерности по профилям нынешнего времени, поскольку правила сайта существенно ужесточились: «5.4. На фотографиях всегда должен присутствовать пользователь (автор анкеты). 5.5. Во всех типах фотографий запрещено размещение чужих фото, ... карикатуры, рисунки, изыски photoshop» (http://qguys.ru/do/rules). Теперь пользователь должен сделать более чёткий выбор — либо не размещать фото вообще, либо разместить нечто узнаваемое.

1 коментар:

Maksym сказав...

http://qguys.ru/do/diaries/read?id=491294