Lucas Pereira // http://graphics.stanford.edu/~lucasp/lefty.html
Леворукость издавна привлекала внимание людей. Ещё в древних языках двоичное противопоставление «левого» и «правого» трактовалось как противопоставление «хаоса» «упорядоченности», «зла» «добру», «нечестивого» «священному», «нечистого» «чистому» [1]. Эти ассоциации дожили до нынешнего времени.
Медицина, занявшись этим любопытным феноменом, не могла поначалу быть свободной от тысячелетней традиции видеть в «левом» и «правом» отблески адского пламени и райского сияния. Эмпирика, казалось, была в счастливом согласии с преданием: «обследования в тюрьмах и психиатрических больницах в конце XIX в. „подтвердили“, что левши чаще других людей бывают лунатиками, невротиками, имеют преступные наклонности, что среди них больше умственно отсталых, заик, эпилептиков и т. д.» [2]. Позже было установлено, что у левшей и правшей по-разному соотносятся в активности правое и левое полушария мозга и что, строго говоря, это по-разному влияет не только на то, какая рука более активна, но и на другие парные органы — ноги, глаза, уши. Более того, психофизиологические различия между левшами и правшами, не особо заметные на первый взгляд, имеют большое значение в криминалистике [3]. Однако в обыденной жизни люди обращают внимание только на леворукость.
Известная пословица «рыбак рыбака видит издалека» описывает феномен гомосоциальности, т. е. склонности человека общаться преимущественно с себе подобными. В качестве признака, по которым такое подобие организуется, может, вообще говоря, быть что угодно — пол, возраст, общие увлечения, уровень образования, профессия и даже какая-то болезнь. Несомненно, этот признак должен быть социально и субъективно важен. И если важность пола или возраста очевидна, то значение леворукости как фактора установления и поддержания социальных связей в настоящее время может быть невелико.
В самом деле, левши не воспринимаются сейчас как дьяволово отродье. Их не ловят и не сжигают на кострах. У родителей и учителей больше не возникает, как кажется, неодолимой потребности любыми способами переучить ребёнка-левшу. На левшей не показывают пальцем. В средствах массовой информации изредка появляются сообщения о том, что тот или иной производитель стал выпускать в дополнение к основной линейке своих товаров «для правшей» ещё и вариант «для левшей». В 1984 г. был учреждён «День левши» (13 августа). Леворукость выглядит просто как небольшое жизненное неудобство. Иначе говоря, нет вроде бы особых причин для того, чтобы держаться друг за друга. И тем не менее мы предполагаем, что этот признак всё ещё значим. Причём он более важен для самих левшей, чем для тех, кто пишет правой рукой.
Для проверки этого предположения мы провели небольшое исследование, в котором задавали — устно или письменно — разным людям три вопроса: 1) Вы — пишете левой рукой, правой рукой или же Вы переученный левша?, 2) Обращаете ли Вы внимание, кто какой рукой пишет? («Да, как правило обращаю», «Нет, обычно не обращаю»), 3) Как много людей, пишущих левой рукой, Вы лично знаете из числа тех, с кем Вы регулярно и часто общаетесь (т. е. среди Ваших знакомых и друзей)?
Поставленные вопросы были призваны подтвердить или опровергнуть две гипотезы, возникающие в связи с упоминавшейся склонностью людей объединяться по подобию. Во-первых, человек должен сначала найти своё подобие, а для этого систематически обращать внимание на те особенности окружающих его людей, которые кажутся ему важными. Во-вторых, если социальные связи образуются (напр., если носитель искомого признака кажется более симпатичным по сравнению с окружающими), то в числе знакомых носителя заданного признака окажется несколько бóльшая концентрация аналогичных людей, чем среди знакомых того человека, которому данный признак не свойственен.
Выборку мы формировали методом «снежного кома», т. е. сначала опросили наших знакомых, потом знакомых знакомых и т. д. (анкета также размещена в интернете http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/survey.cgi?ac=1171). Удельный вес как пишущих левой, так и переученных левшей оказался
невысок — 8 и 7%, что в сумме близко к среднестатистическому значению (10 — 13%) [4] (пол опрошенных не влияет на соотношение праворуких и леворуких). Всего опрошено 475 человек от 15 до 66 лет.
Опрошенные пришли из самых разных социальных слоёв (мы старались добиться разнородности выборки) — студенты и преподаватели вузов, работники коммерческого и некоммерческого секторов, врачи, техническая и гуманитарная интеллигенция. Представлялось однако разумным отдельно анализировать студентов (слушатели Макеевского экономико-гуманитарного института, Восточноукраинского института культуры и искусства, Донецкой национальной академии строительства и архитектуры, а также Донецкого национального технического университета), поскольку учащаяся молодёжь чаще видит своих сверстников пишущими и, следовательно, может иметь больше поводов обратить внимание на то, кто какой рукой пользуется.
Как видно из рис. 1, значение, придаваемое леворукости окружающих, отличается в группах правшей, с одной стороны, и левшей, с другой. Различия между мужчинами и женщинами в ответах на этот вопрос оказались несущественными.
Рис.1. % тех, кто обращает внимание на леворукость окружающих
Однако то, какое субъективное значение придаёт каждый из опрошенных право- или леворукости окружающих его людей, может как влиять, так и не влиять на число его знакомых, о которых он знает, что они пишут левой рукой. Данные табл. 1 демонстрируют, что различия в количестве знакомых-левшей между правшами и левшами статистически значимы. Самые заметные отличия наблюдаются между теми, кто не знает никого, и теми, кто смог вспомнить от трёх до пяти левшей в числе своих знакомых и друзей.
Таблица 1. «Как много людей, пишущих левой рукой, Вы лично знаете из числа тех, с кем Вы регулярно и часто общаетесь (т. е. среди Ваших знакомых и друзей)?»
Левши и переученные левши, N = 70 | Правши, N = 388 | |
% | ||
никого | 9 | 12 |
одного — двух человек | 19 | 38 |
от трёх до пяти человек | 49 | 39 |
6 человек и больше | 24 | 10 |
Подвыборка студентов (N = 309) по сравнению с респондентами-нестудентами (N = 154) также продемонстрировала в среднем меньшее количество людей, которые не знали никого леворукого, (7 и 24% соответственно) и большее тех, у кого от трёх до пяти знакомых-левшей, (48 и 32% соответственно).
Чтобы пояснить это, вспомним, что студенты (по крайней мере постсоветские) отличаются от нестудентов в нашей выборке, во-первых, возрастом (подавляющее большинство из них родилось в то время, когда из учебных учреждений ушла практика переучивания леворуких, к тому же молодёжь более склонна принимать чужие отличия как данность), а во-вторых, тем, что они гораздо чаще могут наблюдать леворукость товарищей.
Интересно, что полученные результаты — в окружении леворуких чаще чем у праворуких есть другие левши — совпадают с результатами небольшой работы американского статистика Эндрю Гилмена, который попросил каждого студента в своём классе (20 человек) написать список их близких друзей, после чего попросил этих студентов установить -рукость этих друзей. Оказалось, что даже в этой маленькой виборке есть значимая корреляция между право- и леворукостью студентов и долей соответственно правшей и левшей в круге их друзей [5]. Эта работа, к сожалению, осталась без продолжения и развития.
Итак, гипотеза о более сильной фиксации внимания левшей на левшах подтвердилась. Вместе с тем, подтвердилась и гипотеза о том, что у левшей и переученных левшей чаще, чем у правшей, встречаются знакомые-левши. Следовательно, это может служить аргументом в пользу предполагаемого нами наличия слабых социальных связей по признаку леворукости, а проведённая работа cвидетельствует, в целом, о наличии ряда факторов, которые, будучи весьма слабыми, тем не менее структурируют человеческое общество.
Авторы приносят свою искреннюю благодарность людям, которые совершенно бескорысно помогли нам в проведении этого исследования, а именно: главе Украинского ин-та социальных исследований им. А. Яременко, к. социол. н. Балакиревой О. Н., ст. преподавателю кафедры социальных и гуманитарных дисциплин Восточноукраинского института культуры и искусства Коденко Ю. В., системному администратору ООО «Сантехкомплект» Остапенко А. И., членам общественной организации «Донбасс-СоцПроект» Шеремету-Шереметьеву С. П. и Сидорченко Р. В., врачу Донецкого городского кожно-венерологического диспансера Кокиной И. В., а также всем нашим респондентам.
Использованная литература
1. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 416 с.
2. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1998. — 496 с.
3. Ткаченко А. А., Введенский Г. Е., Дворянчиков Н. В. Судебная сексологическая экспертиза. — Т.1. — М.: ГНЦ СиСП им. В. П. Сербского, 1998. — 360 с.
4.Raymond M., Pontier D., Dufour A., Pape M. Frequency-dependent maintenance of left-handedness in humans // Proceedings of the Royal Society of London B. — 1996. — Vol.263. — P.1627-1633; Chiu R. The fighting Hypotesis: Stability of Polymorphism in Human Handedness // Science Creative Quarterly. — 2007-2008. — Iss.3. — http://www.scq.ubc.ca/the-fighting-hypothesis-stability-of-polymorphism-in-human-handedness/
5. Gelman A. Left-handed statistics. — Режим доступа: http://www.stat.columbia.edu/~cook/movabletype/archives/2006/08/left.html
Немає коментарів:
Дописати коментар